Детский сад № 25 *Аистёнок* города Новошахтинска

Логопед-info. Интеллектуальная готовность к школьному обучению.

 6fe9244b6e86d7df627c7bc1d2c14f1b.jpg

Интеллектуальная готовность ребёнка к школе – речь идёт о  сформированности основных психических функций – внимания, памяти, мышления. На пороге школы ребёнок должен уметь:

Внимание.

• Выполнять задание до конца, не отвлекаясь;
• Находить до 10 отличий между двумя картинками;
• Находить одинаковые предметы из ряда подобных;
• Находить фрагменты картинок
• Проходить лабиринты из линий взглядом;

Память:

• Запоминать до 9 предметов в течение 30 секунд;
• Запоминать и повторять ряд слов (из 10 слов ребёнок должен повторить 5-6);
• Запоминать и повторять по память фразы, произнесённые 1-2 раза;
• Запоминать ряд цифр (до 6);
• Запоминать картинку, а затем отвечать на вопросы по ней.

Мышление
• Подбирать логические пары предметов (гнездо – птица, молоток – гвоздь);
• Подбирать недостающий фрагмент картинки, объясняя свой выбор;
• Находить закономерности в логических цепочках;
• Определять последовательность событий;
• Складывать картинку из 12-15 частей.

Овладение простыми операциями обобщения является важным требованием развития мышления первоклассника.

Обобщение позволяет человеку сравнивать различные предметы, выделять в них нечто общее, одновременно учитывая их различия. 

На основе обобщения проводится классификация, то есть выделение какого-то класса объектов, которым присущи общие свойства, для которых применимы общие правила работы с ними (например, решение задач того или другого типа).

От процесса обобщения зависит обучаемость ребенка. Обучаемость включает в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый - усвоение нового правила работы (решение задачи и т.д.); второй - перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап невозможен без умения обобщать.

В основном к моменту поступления в школу ребенок владеет эмпирическим, то есть основанным на опыте, обобщением. Это значит, что сравнивая предметы, он находит, выделяет и обозначает словом их внешне одинаковые, общие свойства, позволяющие отнести все эти предметы к какому-то одному классу или понятию. Так, например, ребенок понимает, что автомобиль, поезд, самолет, автобус, троллейбус, трамвай и т.д. - это все транспорт, или средства передвижения.

Для развития обобщения с детьми необходимо играть в развивающие игры типа лото. По ходу таких игр ребенок усваивает различные понятия и учится классифицировать предметы. При этом существенно расширяется его кругозор и представления о мире.

Развитию обобщения способствует составление ребенком рассказа по последовательным сюжетным картинкам, а также пересказ прочитанного ему художественного произведения.

Для активизации мыслительной деятельности Вашего ребенка, расширения лексического (словарного) запаса желательно играть с детьми в игры на классификацию и обобщение предметов по лексическим темам на примерах ближайшего окружения. 

Лексические темы примерно таковы  – «Игрушки», «Одежда», «Головные уборы»,  «Обувь», «Мебель», «Посуда», «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Птицы», «Транспорт» и другие.

Пример игры. 

Кукла – это игрушка. Назови еще, какие ты знаешь игрушки. (Машинка, мяч, паззлы, конструктор, скакалка)

Капуста – это овощ. Назови еще овощи (лук, морковь, чеснок, картошка, перец).

Ворона – это птица. Каких птиц ты еще знаешь? (воробей, сорока, цапля, лебедь, утка)

И так далее.

И обратный ход. Взрослые называют несколько предметов одной темы, просят ребенка определить – что это?

Шапка, кепка, панамка, фуражка, пилотка – это что? (Головные уборы)

Понедельник, среда, пятница, воскресенье – это что? (дни недели)

Туфли, тапки, кеды, кроссовки, чешки  - это? (обувь) и так далее.

(***Примечание. Ребенок в 5 лет вполне может назвать до 4-5 предметов каждой темы.)

Материал подготовила учитель-логопед Овчинникова О.Н.

21 апреля 2017 в 13:43

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.