Детский сад № 25 *Аистёнок* города Новошахтинска

Конспект НОД "Ознакомление дошкольников со свойствами дерева и металла"(воспитатель Бровченко Л.В.

Тема : «Ознакомление  младших дошкольников со свойствами дерева и металла»

Цель :Познакомить  детей  со  свойствами  и  качествами  дерева  и  металла.

Задачи :  Продолжать  обогащать  знания  детей  об  окружающих  предметах  их  свойствах и  качествах.

Познакомить  детей  с  материалами :  деревом  и  металлом,  помочь  выявить  их  свойства  на  основе  сравнения.

Учить  находить  и  называть  предметы  из  дерева  и  металла  в  ближайшем  окружении.

Учить  сравнивать  предметы  по  характерным  признакам  .

Учить  делать  выводы.

Развивать  у  детей : способность  мыслить  самостоятельно , проявляя  творческий  подход;

Умение  анализировать , сравнивать , обобщать;

Слуховую  память, путем  нахождения  звуков  разной  высоты.

Воспитывать  интерес , инициативу , любознательность  ,самостоятельность, умение  действовать  сообща.

Активизировать  словарь  детей  , обогащать  их  речь  прилагательными  (металлический ,деревянный ,теплый ,холодный , легкий ,тяжелый и  т . д .)

Оборудование:

Металлические  и  деревянные  бруски,  ложки  , предметы по  количеству  детей, .

 Герои  Карандаш  и  гвоздь.

Таз  с  водой , свеча  ,молоток .

ИЗО -  нарисовать  подарки  для  Карандаша  и  Гвоздя.

Ход  НОД  :

Предлагаю  детям  поиграть  в  игру  «Чудесный  мешочек».

Дети  достают  игрушку, называют  ее  и  говорят  из  чего  она  сделана.

Когда  мешочек  пуст, дети  выясняют  , что  все  игрушки  находившиеся  в  мешочке  сделаны  из  металла  и  дерева  .Предлагаю  детям  разнести  деревянные  предметы  на  1  стол  , а  из  металла  на  2  стол.

Затем  обращаю  внимание  детей  на  две  коробочки,  лежащие  на  полочке

Как  узнать, что  в  них  находится?

А  если  не  смотреть?  На  ощупь?  По  звуку ?

Да  здесь  написана  подсказка .  На  1  коробке  :  «Цветной  Ивашка  ,деревянная  рубашка  ,где  носом  проведет  ,там  и  след  кладет» , «Любит  нос  везде  совать ,и  чертить  и  рисовать, все  раскрашиваем  сами  деревянными  носами».

2  коробка «Металлический  Антошка на  очень  тонкой  ножке, по  головке  постучишь , что - нибудь,  да  смастеришь»  .  «Весь  я  сделан  из  железа  у  меня  ни  рук  ни  ног, я  по  шляпку  в  доску  влезу  ,а  по  мне  все  стук  да  стук».

Дети  отгадывают  загадки…Вот  и  наши  гости- Ивашка  деревянная  рубашка  и  Металлический  Антошка !

Они  отличные  друзья  но  все  время  спорят, кто  из  них  нужнее  и  важнее  для  человека.

Куклы.  - Здравствуйте ребята. Мы с карандашом большие друзья. Но не можем никак решить кто из нас прав

Гвоздь. Я говорю, что из металла делают много нужных вещей

Карандаш. А я говорю, что из дерева делают нужные вещи.

Воспитатель Ребята, а давайте поможем нашим друзьям разобраться кто из них прав. Назовите,  какие предметы делают из дерева?

Дети Стол, стул, кровать, диван, дверь

Воспитатель. А какие предметы делают из металла.

Дети. Ложка, вилка, кастрюля, плита.

Воспитатель. Вот видите,  сколько нужных предметов делают и из дерева и из металла. Поэтому вы оба правы. Ребята и вы друзья, а хотите узнать,  почему одни предметы делают  из дерева, а другие из металла? Тогда давайте ребята мы встанем и подойдем к столам. Возьмите в руки деревянный брусок и металлическую пластину. Какие они на ощупь?

Дети. Пластина – гладкая. Брусок – шершавый, шероховатый.

Воспитатель.  Как  вы  думаете , что  произойдет  ,если  мы  уроним  деревянные  и  металлические  предметы  на  пол  ? Разобьются  ли  они ?  Значит  можно  сказать  ,что  предметы  из  этих  материалов  прочные.

Воспитатель. Теперь приложите к одной щеке брусок, а к другой пластину. Что вы чувствуете?

Дети. Пластина – холодная Брусок – теплый. Значит металл – холодный, а дерево – теплое.

Воспитатель - Постучите деревянными  палочками  друг  о  друга  и  послушайте  какой  получится  звук?  А  теперь  металлическими .У  какого  материала  звук  звонкий , а  у  какого  глухой?

Воспитатель. Если бросить металлическую пластину в воду, что случиться?

Дети. Она утонет.

Воспитатель. А если бросить брусок?

Дети. Он плавает. Пластина тяжелая она тонет. Брусок – легкий он плавает. Значит металл тяжелый, а дерево легкое.

Воспитатель. Сейчас возьмите в руки деревянную палочку. Попробуйте сломать её. Теперь попробуйте сломать гвоздь.          Почему палочка сломалась?

Дети.  Палочка - хрупкая

Воспитатель. Почему не сломался гвоздь?

Дети. Гвоздь – прочный. Значит дерево – хрупкое, а металл – прочный.

Воспитатель. Ребята подумайте и скажите, что случиться, если мы палочку поднесем к огню?

Дети. Палочка  загорится

Воспитатель.- Что случиться, если мы гвоздь поднесем к огню?

Дети. Гвоздь нагрелся. Значит дерево горит, а металл нагревается.

Воспитатель. Все опыты, которые мы с вами сегодня провели, подтвердили то, что вы  уже знали  о дереве и металле. Давайте  поиграем  в  игру  «Я  начну, а  вы  закончите  по  очереди  отвечайте».

. Дерево – шероховатое,  а  металл  ?(ответы детей)

дерево   теплое, а металл ? дерево легкое, а  металл? Дерево хрупкое, .а металл? Дерево  горит ,а металл- ? ( гладкий, холодный, тяжелый, прочный, нагревается.)

Воспитатель. Вот поэтому люди, зная свойства дерева и металла стали одни вещи делать  из дерева, а другие из металла.

Воспитатель  - Ребята  подойдите  к  столу,  посмотрите  сколько  много  здесь  предметов  ,распределите  ,пожалуйста  какие  предметы  положить  возле  карандаша , а  какие  рядом  с  гвоздем?

Воспитатель. Кто  догадался  , а  почему  эти  предметы  лежат  на  отдельном  столике ?(молоток , лопата, топорик ,счеты ,и т д .)

Куклы. Теперь мы поняли что оба нужны и важны людям. И больше не будем сориться.

Воспитатель. Вот и хорошо. А сейчас я предлагаю немного отдохнуть.

Физ.минутка

Воспитатель.- Пока мы отдыхали, наши друзья решили прогуляться. Давайте ребята сядем на стульчики и посмотрим, куда они отправились.

Воспитатель.- Шли, они шли и дошли до реки.

Карандаш обрадовался.

Куклы. Переплывем на тот берег, освежимся.

Воспитатель - Обрадовался карандаш. А гвоздь приуныл. Почему гвоздь приуныл?

Дети. Он может утонуть.

Воспитатель. Как же ему перебраться на другой берег?

Дети. Его может перевести карандаш.

Воспитатель. Так наши друзья и поступили.

И перебрались на другой берег.

Куклы.  Как я устал. А я есть очень хочу. Давай сварим уху. Я пойду рыбу ловить, и я пойду. А кто будет костер разводить.

Воспитатель. Ребята давайте подскажем нашим друзьям. Кому нужно костер разводить. А кто пойдет рыбу ловить.

Дети. Карандаш должен рыбу ловить, он воды не боится. Гвоздь – костер разводить он не боится огня.

Воспитатель. Наловили друзья рыбы, развели костер, сварили уху.

Стали  есть  уху  своими  любимыми  ложками. Кто  какой  ложкой  ел? Поели, отдохнули и видят день клониться к вечеру, пора возвращаться домой.

Куклы. Вот и закончилось наше путешествие. Спасибо  вам ребята за то, что вы нас помирили, рассказали и показали много интересного. И хотим чтобы вы помнили о свойствах дерева и металла , подарим  вам  на  память  кисточки  для  рисования ,  ведь  в  них  есть  и  дерево и  металл. (ручка  деревянная  , а  металл  удерживает  ворс  кисточки).

А  дети  делают  ответный  подарок  рисуют  новыми  кисточками  для  карандаша  деревянные  игрушки ,  а  для  гвоздика  металлические.

 
3 февраля 2015 в 11:07

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.