Речевая готовность ребёнка к школе (рекомендации логопеда родителям).
На момент поступления в школу ребёнок может:
1) правильно произносить все звуки родного языка;
2) уметь выделить:
- ударный гласный в начале слова (утка);
- выделить согласный из стечения согласных (двор);
- конечный согласный в лёгких словах типа мак;
- конечный гласный ударный (мука);
- выделить согласный звук в начале слова (рама).
3) иметь достаточно развитый активный словарь:
а) называть детёнышей животных (львенок-львята у львицы и льва, медвежонок-медвежата у медведицы и медведя, лисенок-лисята у лисицы, лисы и лиса, слоненок-слонята у слонихи и слона, ягненок-ягнята у овцы и барана, и другие домашние и дикие животные и птицы;
предметы мебели – стол, стул, кровать, диван, шкаф, тумбочка, полка (не менее 4-5);
одежды – брюки, кофта, платье, шуба, шорты, юбка;
обуви – туфли, тапки, сапоги, валенки, шлепанцы, кроссовки;
профессии – повар, учитель, строитель, водитель, продавец;
транспорт – машина, автобус, велосипед, мотоцикл, другие;
и другие лексические темы (посуда, растения, деревья, цветы, и другие)
б) слова с противоположенным значением
(горячий-холодный, узкий-широкий, длинный-короткий, толстый-тонкий, узкий –широкий, налево - направо, бежать –стоять, лето-зима, тепло-холодно);
в) уметь образовать прилагательное от существительного
(из дерева – деревянный, стакан из стекла –стеклянный, ключ из железа –железный, кирпич-кирпичный, виноград –виноградный (сок), из лимона –лимонный, из шерсти –шерстяной, стол для письма -письменный);
Умения в классификации – отнесение предмета к какому-либо классу, виду. Кукла – это игрушка. Какие еще игрушки знаешь? Тарелка – посуда. Какую посуду еще знаешь.
4) правильно употреблять:
- существительные в различных падежах (чем покрыто тело кошки? – шерстью; о ком заботятся родители – о ребенке; кому письма пишут - родственникам);
- образовывать множественное число существительных (это столб – это столбы, зуб- зубы, стол-столы, нога-ноги, окно-окна, пень-пни, и др.)
- образовывать множественное число существительных в родительном падеже (нет кого-чего? дом - домов, книга – книг, окна –окон, рука- рук, письмо -писем)
- образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного (скажи ласково, как про маленького) (дом – домик, кот-котик, рука- ручка, окно-окошко )
- правильно употреблять предлоги: над, под, из-за, из-под, около, у;
- уметь согласовывать прилагательные и существительные (облако какое? – синее, большое: стол какой – деревянный, письменный, высокий),
- уметь согласовывать существительные с числительными (1 дерево, 2-3-4 дерева, пять деревьев и до 10);
5) уметь составить рассказ по сюжетной картинке или серии картин;
6) уметь пересказать небольшой рассказ, прочитанный взрослым.
Учитель-логопед Овчинникова О.Н